Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:.
• полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
• индивидуализации дошкольного образования;
• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерства с семьей;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт решает задачи:
• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.