Общение с первых дней
Всякая мысль должна быть подтверждена словом. Хорошо развитая речь дошкольника- условие для грамотной устной и письменной речи взрослого человека. Для того, чтобы заговорил Ваш ребенок, в дальнейшем речь его была грамотной, ею необходимо заниматься с первых дней рождения ребенка. Первый контакт матери и ребенка после рождения- это не просто знакомство, а это уже общение. Мама, нежно поглаживая, перебирая пальчики ребенка, разговаривает с ним. Интонации у мамы нежные, спокойные и ребенок успокаивается после родового стресса. Тактильный контакт также вызывает положительные реакции в детском организме. Ребенок начинает общаться с окружающей средой благодаря тем, кто его окружает. Эта среда для него нова. Как встретит ребенка этот мир, так в дальнейшем будет зависеть его развитие.
С каждой неделей, с каждым месяцем, у ребенка развивается и совершенствуется нервная система: зрение, слух, обоняние, тактильные и вкусовые ощущения- и сразу же должно подключаться слово. Мама, давая бутылочку с молоком, одновременно приговаривает: «кушай», «расти», «молочко вкусное, полезное, теплое. Вырастишь большим, здоровым, сильным, красивым». Ребенок еще не понимает смысла сказанного, не знает предметов и действий, но интонация взрослого вызывает приятные ощущения. Повторение их каждый день и месяцы накапливают знания многих слов (пассивный словарь), опыт новой жизни.
Ребенок не должен начинать свою жизнь в вакууме тишины – как часто бывает с детьми, оставленными в роддомах и домах малютки. Он должен быть окружен активной средой и с первых дней жизни его необходимо подключать к этой активности. Не слыша человеческую речь, ребенок не заговорит.
В 6 месяцев у ребенка наступает лепет. Взрослые, постоянно общаясь с ним, дают образец речи. Ребенок усваивает и начинает ими пользоваться. Укачивая- «а-а-а», машина- «би-би-би», собака- «гав-гав», часы- «тик-так» и т.д. К 1 году у ребенка появляются слова. У ребенка по мере знакомства накапливается словарь. Если активный еще не большой, то пассивный- достаточный. Мышление до 2х лет опережает речь. Ребенок может заменять слова действиями, разрешающими многие ситуации. Он копирует взрослого, и поэтому взрослые, к своим словам. Должны подключать рецепторы ребенка. Знакомя ребенка с новой игрушкой, ее обыгрывают взрослые (мама или другие), называют ее, дают прикоснуться, изображают всевозможные действия с ней, и так поступают с каждым новым предметом (одежда, посуда, овощи, фрукты). Показывая как пользоваться, и не один раз, а регулярно усложняя задачу, при этом сопровождая все действия речью.
Речь взрослого должна быть образцом для ребенка. Предложения- грамотно построенные, доступные для понимания и повторения ребенком определенного возраста. Активный словарь расширяется, и его необходимо активизировать. Фраза усложняется и расширяется. Большое внимание уделяется грамматике и произношению. Ребенок 3-4 лет усваивает грамматику и произношение по подражанию. Если эти части речи усваиваются с трудом, необходимы регулярные занятия с логопедом, или самих родителей под руководством специалистов.
Советы родителям детей с нарушениями речи
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к этой проблеме. Одни не находят отклонений в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «с мальчиками всегда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задержка уже сама по себе должна насторожить — значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям следует объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонний помощи , а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью.
Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить его задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим полностью: машина, полотенце».
Родителям, чьи дети долго не могут заговорить, необходимо давать следующие рекомендации.
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции. «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте Уже усвоенное.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрошенные варианты: машина — би-би кукла — ля-ля, упал — бах.
4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональнаязаинтересованность и доступность в, которые ребенок произносит время совместных игр (прятки — ку-ку, паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ой, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио-информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
Не говорите при ребенке о его отставании.
Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишней тревоги: у каждого свои сроки, свои проблемы.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).
Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока»
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкогоспектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:
• недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
• отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные сроки — период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.
Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов с взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).
Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи
Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами — генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля.
Можно считать аксиомой, что комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга.
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ...
Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.
Ключевой момент предлагаемой нами системы — одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функций, познавательной деятельности, ассоциативных связей и т.п.
Основные направления при моделировании индивидуальной программы занятий определяются:
1) структурой речевого нарушения у ребенка;
2)сложностью речевой деятельности;
3)значением деятельности для психического развития;
4)современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.
От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.
Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально«поднять планку».
Поначалу мы предлагаем достаточно простые, так называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они усложняются и становятся даже опережающими. Данный подход обусловлен не только требованиями школьной программы, но и нашим стремлением полностью раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него черты характера, необходимые для преодоления трудностей.
Программа занятий должна стимулировать познавательную деятельность с учетом не только возраста, но и интересов ребенка.
Н е подавляйте речевую и игровую инициативу
ребенка, учитывайте его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.
От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но испособность к учению на протяжении всей жизни.